Почему и как Вы решили стать актёром? Я читала о том, что Вы в детстве мечтали быть трактористом.
Да, это правда! Я долго хотел в детстве быть трактористом, до 5-6 класса, потом захотел стать водителем-дальнобойщиком «Совтрансавто»… Помните такие катались по трассам Великого СССР? Мы в старших классах ездили по осени то на «свеклу», то на «картошку», помогать родному совхозу собирать урожай. А поля в основном находятся возле киевской трассы. Я же родился у вас, рядом, в Калужской области, в посёлке Детчино и учился в Детчинской школе.
И вот в один из дней я на трассе увидел большой грузовик с оранжевой кабиной и синим полуприцепом с надписью «Совтрансавто». Это был грузовик Вольво. И с тех пор моё увлечение тракторами переросло в увлечение такими автомобилями. Я очень увлечённый разными разностями человек. Затем ещё повзрослев, мы уже стали по выходным ходить на дискотеки, где я увлёкся танцевальной музыкой, да так сильно, что 8ой и 9ый классы был ведущим школьных дискотек. У меня на вечерах всегда были аншлаги. Я делал самодельную светомузыку, зеркальный шарик, мигалку где-то раздобыл оранжевую, потом синюю… Музыку практически приходилось в то время «доставать». Это было нереально тяжело найти или перезаписать в хорошем качестве современную танцевальную музыку. Это сегодня кажется невозможным, но в 1986-м году найти кассету или катушку с модной иностранной музыкой — это реально было большой проблемой. Выручали старшие товарищи, которые ездили в Москву и иногда им удавалось привозить от туда хорошие записи. Так-же выручал калужский магазин Этюд, что на театральной площади и по сей день существует. Вообщем я старался делать всё так, чтобы мои дискотеки были не хуже взрослых, которые проходили в Детчинском Доме культуры.
По-мимо усилителей и магнитофонов с колонками в музыкальном классе школы были ещё музыкальные инструменты:- ударник, гитары, клавиши, микрофоны. Был даже действующий школьный ВИА, в состав которого я позже и вошёл, правда не как певец, а как барабанщик. После школы я даже хотел поступать в Гнесинку на музыкальный, но поступил в технологический, на инженера. И вот, как то, после учёбы, включил телевизор и там показывали фильм «Друг» с Сергеем Шакуровым в главной роли. Он так убедительно играл пьяницу, что я реально поверил, что он сам и есть пьяница по жизни, но он оказался не пьяницей по жизни, а гениальным, Гениальнейшим актёром, с большой буквы! И меня оно так увлекло, что после просмотра этого фильма я захотел так -же, как он, попробовать себя в роли пьяницы, просто подурачится и это состояние перевоплощения мне понравилось. Мне часто приходилось бывать в компаниях пьющих друзей, но самому как-то выпивать не хотелось. И я делал вид, что выпиваю, как все, но на самом деле этого не было, я лишь притворялся.
Выучился на инженера и только потом, я поступил и закончил ГИТИС, и стал актёром.
Как поступали в ГИТИС? С первой попытки получилось?
Я поступил с первой попытки, хотя мой возраст уже был критическим для поступления. В нашей группе я был самым старшим студентом. Для поступления я подготовил рассказ М.Зощенко про пирожные, басню Михалкова «Лев и Ярлык», песню и несколько стихотворений С.Есенина и В.Маяковского. Вооружившись этим «оружием» я подал документы и приехал на вступительные экзамены брать приступом ГИТИС. Народу на первый этап было так много, что мы не вмещались даже во дворе на Кисловском, ещё половина поступающих стояло за забором, на дороге. Наш поток попал на прослушивание лишь ближе к 17-18-ти часам. За это время ожидания на улице многими из нас вместо волнения уже правило чувство голода, но попав в класс и увидев суровые лица приёмной комиссии голод опять заменило волнение. Мы заходили по 12 человек и по-очереди прослушивались. Я был пятым и мне казалось, что эти четверо, что были передо мной уже действующие актёры театров, так здорово они читали стихи и прозу… Но как потом выяснилось, некоторых их них отсеяли уже на самом первом этапе. Настала моя очередь. Я встал перед комиссией, представился, рассказал о себе и почему я хочу стать актёром. После этого председатель приёмной комиссии меня попросил сначала рассказать прозу, затем прерывал и попросил рассказать басню, затем опять прервал и сказал: — «Спасибо, следующий». Это был мой будущий руководитель курса М.В. Скандаров. Я сел на лавочку и стал думать, что ГИТИС у меня «в пролёте…», актёром стать не получилось, что-то надо придумывать дальше. Но каково было мои удивление, радость и счастье, когда я увидел свою фамилию в списках прошедших на второй этап — Вам не передать! На следующий день был второй этап, очень похожий на первый, затем третий этап, который заставил меня изрядно поволноваться на актёрских задачах. Одна из них была такая: Из нас берут двоих; один — проводник, второй- опоздавший на поезд пассажир, потерявший билет. Поезд уходит уже через одну минуту. Задача пассажира уговорить проводника взять его в вагон, а задача проводника- отказать. Происходит такая дуэль между ними, кто кого уговорит, в режиме реального времени, без всякой подготовки. Затем были письменные экзамены по русскому языку и по литературе. Так я и стал студентом ГИТИСа.
За какие такие заслуги Вы были удостоены премии «Актёр года 2018»?
Ох, это была целая история. Дело в том, что осенью, 2018 года, так совпало, что по ТВ показали сразу несколько сериалов с моим участием в роли бандитов. Сначала был сериал «Свидетели», где у меня были небольшие эпизоды, где я играл хулигана Сорокина, владельца автосервиса в котором перебивали номера у угнанных автомашин. Затем, практически сразу же вышел сериал на НТВ «Шелест. Большой передел.», режиссёра Д.Коробкина, где я играл бывшего бандита, а ныне владельца коммерческого холдинга — Панова. После Шелеста выходит на экраны премьера сериала «Скорая помощь» Богдана Дробязко, где я играю действующего бандита Громова. Так получилось, что называется — «примелькался в телевизоре». Это заметили редакторы журнала “Megapolis Time” и по мнению издательского холдинга «Мегаполис групп» меня выдвинули в ежегодную премию лучшие из лучших в номинацию «Лучший актёр года 2018».
Сериал «Скорая помощь» тогда получил очень высокую оценку у зрителей, очень всем понравился и было решено снять продолжение. В этом году, в октябре, на канале НТВ, планируется премьера второго сезона «Скорой помощи», где моему герою тоже нашлось место и получился, на мой взгляд, очень интересный и захватывающий сюжет ещё из 16-ти серий. Сейчас идут съёмки третьего сезона и поговаривают, что будет четвертый сезон. Но вот не знаю, будет ли мой герой в четвертом сезоне, время покажет.
Вспомните свой первый выход на сцену, коленки тряслись, слова не забыли?
Моим первым выходом на сцену можно считать моё исполнение одноклассникам под пластинку песни «Одни» Адриано Челентано в группе продлённого дня, в четвертом классе. Я не запомнил, зачем оно мне было нужно, но помню свой внутренний монолог, называя сегодня это актёрским языком, при исполнении этой песни. В её конце припев начинают петь бэк вокалистки и я, подняв тональность своего голоса, на сколько тогда смог это сделать, говорю себе: «Я что, девочка что ли так пищать?»
И тут же вернул свою тональность в обычное состояние. В школьные годы я не помню, чтобы тряслось что-то у меня, при выходе на сцену.
А вот в 1990-м году, когда мы давали свой первый музыкальный концерт с ВИА в Детчино, у меня от волнения не коленки тряслись, а ослабли кисти рук и я на первой песне несколько раз ронял барабанные палочки. Хорошо, что друг Юрка Макаренко, стоял рядом, за кулисами и быстро успевал мне их подать обратно. Потом конечно-же я успокоился, тем более, что мало, кто это заметил и всё пошло, как по «сливочному маслу». (- Это такая любимая присказка некоторых театральных режиссёров) Концерт прошёл замечательно, был полный зал, концерт прошёл с аншлагом, как сейчас говорят!
Где интереснее играть на сцене театра или в кино?
Когда роль драматическая, сложная, то её везде интересно играть и в театре , и в кино. В театре игра — она более сложная из-за ответственности перед зрителем, который не прощает актёру ни ошибок, ни фальши. Тем более текст своей роли надо знать от самого начала до самого конца и если это классический спектакль, т. е. Пьеса великих классиков, таких как А.Н. Островский, А.П.Чехов и т. д., то слово в слово, как написал автор. Меня это и подкупает, что когда ты на сцене, у тебя есть высокая ответственность и общение не только с партнёрами, но и со зрителями, я это всегда чувствую, хотя и редко смотрю в зрительный зал. Но каким то магическим способом на сцене очень хорошо ощущается настроение зрительного зала. А в кино иногда текст можно менять немного своими словами, главное что бы сохранился смысл и знать наизусть всю роль не обязательно, если она снимается несколько дней. Но есть не мало кинопроектов, где требуется знать текст роли именно слово в слово так, как написано в сценарии. И в кино достаточно выучить лишь то наизусть, что будет сниматься в этот день. Если актёры ошиблись, можно в кино сделать дубль. Но ошибки на съёмочной площадке- это значит низкая проф. подготовка актёра. Этого нельзя допускать. В актёрской профессии очень сильная конкуренция, как и везде. Раз ошибся, два ошибся, потом остался без работы. А на сцене театра ошибки делать уж точно никак нельзя. Зритель — не кинорежиссёр, дубль не сделает.
Какие роли вам ближе?
Мне ближе роли драматические. Я очень люблю классику: Островского, Чехова, Горького, Гоголя… Именно классическим репертуаром меня привлёк театр «На Покровке», в котором я служил не некоторое время. Его худ. руководитель С.Н. Арцибашев тоже любил классику и репертуар театра, при нём, состоял на 60% из классических произведений. В 2015-м году он планировал начать постановку спектакля «Волки о овцы» по пьесе А.Н. Островского, в котором до этого я играл Чугунова. Мы пробовали с ним некоторые сцены из этого спектакля, но в связи с внезапной его кончиной этой постановки не случилось и я вскоре покинул стены этого театра.
Почему ушли из театра?
Театральный актёр- он очень сильно привязан к театру, к ежедневным репетициям, к регулярным спектаклям, гастролям театра, к репертуару и каждому театральному актёру сложно находить компромисс между театральной работой и съёмками в кино. Постоянно приходится договариваться, переносить или репетиции или съёмки, а чаще жертвовать съёмками из-за репетиций или спектаклей. Это конечно всё решаемо, но всё ещё зависит от интересов актёра. Я, например, не хочу играть то, что мне не интересно в плане художественного материала. В театре актёры же не выбирают обычно себе роли, а назначаются на них. Так и мне, чаще доставались те роли, которые мне не интересны и совершенно нет вдохновения играть их. Так бывает. Моя природа сопротивляется на столько, что текст даже не учится, полное отторжение. Поэтому я выбрал работу в кино, а из театральных работ оставил свой моноспектакль «Мой Гоголь», который я очень люблю и свой сольный музыкальный проект, в котором я сам пишу музыку, сам пишу и записываю свои песни. Совокупность этих факторов и стало моим решением уйти из театра.
Над чем сейчас работаете?
Сейчас я работаю над своим песенным репертуаром. Я собрал музыкальную группу и всё своё свободное время трачу на репетиции и запись концертной программы с музыкантами. Через год мы планируем начать концертную деятельность и надо сделать хотя-бы песен 20, а пока готово лишь пять. Две из них уже обнародованы, это песня «Осень» на стихи И.А. Левинзон и песня «Время летит». Сейчас доделывается песня «Одинокие сны», на которую уже отсняли клип.
Презентация этого клипа пройдёт в московском клубе «Гнездо глухаря» 24 декабря. Будет возможность приехать в Москву, приезжайте, всегда рад видеть своих земляков в зрительном зале. Программа вечера так и будет называться «Одинокие сны», в которой мы исполним 10 своих песен. Будет живой звук, будут выступать ещё несколько моих друзей музыкантов.
Видела вас на экране во многих фильмах. Чаще всего вам достаются роли отрицательных персонажей. Как вы думаете почему и какую роль Вы мечтаете сыграть?
Я вспомнил слова своего мастера, М.В. Скандарова, который нам говорил на уроках актёрского мастерства: — «Когда играете отрицательных героев, т. е. плохих, ищите, где они хорошие!»
А почему мне достаются роли отрицательных персонажей, не могу сказать. Когда актёра приглашают на какую-то роль в кино, ему сначала предстоит пройти пробы, иногда по несколько раз пробы бывают. У меня был случай, что три раза пробовался на одну и ту же роль, с одним и тем же текстом, но утвердили меня в итоге. Возможно режиссёры считают, что я более убедителен в отрицательных ролях, чем в положительных или положительные до меня уже заняли все, остались лишь отрицательные…
Ещё я вспомнил рассказ своего однокурсника по ГИТИСу, который там сейчас работает преподавателем, когда такой же вопрос как-то из комиссии задал на вступительных экзаменах недавно, то один мальчик на него ответил так:- «Я хотел бы сыграть роль Саши Белого в сериале Бригада». А когда другого спросили, о чём пьеса М.Горького «На дне», тот сделав задумчивый вид и умное выражение лица сказал, что эта пьеса про водолазов. И такое бывает.
Поэтому я о своих будущих ролях предпочитаю не мечтать, а делаю то, что могу сегодня делать, а не сидеть и ждать «у моря погоды»! Например хотел бы снять фильм о жизни советского режиссёра А.Б. Косарева, который снял несколько потрясающих фильмов: «Прежде , чем растаться», «Чёрный Дьявол», «Сувенир для прокурора» и является автором стихов к песням «А где-то», «Долгожданный самолёт», «Как быть». Ему в этом году исполнилось бы 75 лет.
Как удаётся Вам совмещать музыкальный и актёрский труд.
Я сейчас не привязан к театральному репертуару, как раньше, поэтому мне, как свободному художнику, это проще даётся. График съёмок тех проектов и выступлений, где я участвую, мне известны , как правило, на два-три месяца вперёд, поэтому мне проще назначать даты репетиций с музыкантами, выступлений и студийную работу. И когда работа нравится, то на ней не устаёшь так сильно, как на той, которая не нравится. Остаются силы и на личную жизнь, и на спорт, и на отдых. Нам в ГИТИСе, особенно на первом курсе, часто говорили почти все преподаватели: — «Помните, что каждый из вас, возможно, сейчас занимает здесь чьё-то место!»
А сегодня, благодаря Вам и своим зрителям, я могу с уверенностью сказать, что я нахожусь именно на своём месте!
Эта статья была опубликована в №43 газеты «Калужский перекрёсток» от 23.10.2019 https://www.kp40.ru/news/culture/62565/